наверх

Овербукинг: быть или не быть

В трудные времена, когда затраты возрастают, а доходы падают, авиакомпании во всем мире используют различные ухищрения, чтобы повысить привлекательность своих рейсов и заработать дополнительные средства. Большинство таких способов уже внедряются и на российском рынке. Правда, отнюдь не всегда они применяются, так, как задумывалось, и дают ожидаемые результаты.

Овербукинг

Еще в марте этого года гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева предложил наряду с обнулением НДС по убыточным внутрироссийским авиаперевозкам и заморозкой тарифов естественных монополий ввести так называемый овербукинг.

В мировой практике это вещь довольно распространенная, хотя для непосвященных граждан может показаться сродни надувательству. Суть овербукинга заключается в продаже на самолет большего количества билетов, чем имеющихся в нем посадочных мест. При этом, однако, об обмане пассажиров речь на самом деле не идет, и основана эта система на строгом математическом расчете и страховании рисков.

Прежде, чем перейти к овербукингу, авиакомпания собирает статистику - по покупке билетов, поздним отказам от полета и неявке пассажиров на регистрацию. Если из раза в раз на один и тот же рейс приходят не все пассажиры, перевозчик понимает, что если не приходят обычно, в среднем 10 пассажиров, то с высокой степенью вероятности  можно продать 8  лишних билетов. При этом компании оптимизируют риски, если на рейс вдруг явятся все купившие билеты и кому-то надо будет отказать. Савельев предложил целый комплекс мер для защиты прав потребителей: "Мы будем работать с пассажиром, предлагать компенсацию по двойной цене, улететь следующим рейсом в бизнес-классе, начислим бонусы и так далее".

Как рассказал глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, важный фактор, который должны учитывать перевозчики при овербукинге — это регулярность рейсов и наличие на этом же направлении других авиакомпаний. "Это нужно для того, чтобы можно было просто перебросить своего пассажира либо на следующий рейс, который будет через 3 часа, либо на рейс партнера. Если же самолеты летают по маршруту всего два раза в неделю, то подвешивать человека на овербукинг, конечно, нельзя".

Система овербукинга уже давно успешно работает в Европе. Директор по корпоративным коммуникациям Lufthansa Мартин Рикен рассказал, что в 2014 году порядка 1,8 млн пассажиров (4,7% всех пассажиров компании), либо перебронировали билеты в последний момент, либо пропустили свой рейс. Для того, чтобы избежать пустующих мест на рейсах, Lufthansa использует сложнейшую систему прогнозирования, которая не только учитывает стандартный процент отмены билетов на конкретном рейсе, но и учитывает мероприятия, проходящие в том или ином городе в определенный момент, и даже национальные особенности. Так, Lufthansa установила, что индийские пассажиры отказываются от своих билетов или пропускают рейс намного чаще, чем японцы. В прошлом году благодаря системе прогнозов было перевезено дополнительно 115 тыс. пассажиров. "В ситуации, когда на рейс забронировано больше билетов, чем доступно мест, среди пассажиров ищутся желающие полететь следующим рейсом, - отмечает Рикен. - Обычно с этим не возникает сложностей, т.к. им предлагается существенная материальная компенсация и все необходимое – питание или проживание".

В России овербукинг ограничен законодательно. Федеральные авиационные правила ФАП-82 предписывают продажу авиабилетов только на реальные места. Инициатива гендиректора "Аэрофлота" вызвала бурное обсуждение, и Минтранс решил пока не принимать ее. Эксперт Aviation Explorer Александр Фридлянд рассказал, что прежде чем принимать подобную поправку, нужно детально прописать все права потребителя в законодательстве: "И пока законодательства нет, Минтранс правильно сделал, что отказал. Конечно, если мне, как пассажиру, купившему такой билет, предложат полететь другим рейсом, но при этом напоят-накормят или вообще вернут деньги и предложат лететь бесплатно, то я буду доволен. Но нужен тонкий баланс, чтобы при этом и авиакомпания оставалась в прибыли".

В любом случае, специалисты заявляют, что овербукинг на самом деле уже присутствует на российском рынке в силу технических особенностей применения тарифов. Человек, купивший тарифный билет, может в течение срока действия тарифа в любой день явиться на рейс, и авиакомпания обязана его перевезти. "В силу этого овербукинг есть, но не приносит авиаперевозчикам той прибыли, которую они могли бы получать, если бы они полностью легально и математически обоснованно применяли бы этот инструмент", - считает Олег Пантелеев.

Забронировать авиабилеты Вы можете,
воспользовавшись онлайн-бронированием,
по телефону (495) 363-09-19,
а также заполнив специальную форму
Последние новости авиакомпаний
В Шереметьево с 10 апреля заработает услуга TAX FREE для иностранцев
В Международном аэропорту Шереметьево с 10 апреля 2018 г. граждане иностранных государств, не входящих в состав Евразийского экономического союза, для возврата НДС смогут воспользоваться стойками регистрации для товаров, подлежащих оформлению по системе TAX FREE.
Аэрофлот ужесточил правила досмотра ручной клади
С 15 февраля 2018 года «Аэрофлот» ужесточает контроль за провозом ручной клади в базовом аэропорту «Шереметьево» и в аэропортах по всей маршрутной сети компании. В «Аэрофлоте» сообщили, что не меняют нормы провоза ручной клади, а лишь усиливают контроль за их соблюдением.
Бизнес Тревел Агентство (БТА) «МАКС-АВИА» создано в 1997 году и стоит у истоков российского рынка бизнес-туризма, что свидетельствует о профессионализме сотрудников, надежности компании и умении адаптироваться к условиям рынка. Мы на протяжении многих лет доказывали статус лидера индустрии и более 30 раз награждались дипломами различных авиакомпаний за лучшие продажи и высочайшее качество сервиса. Компания имеет аккредитацию Международной Ассоциации Авиаперевозчиков (IATA) и входит в число крупнейших агентств по продаже авиабилетов в Москве. Сегодня МАКС-АВИА предлагает полный комплекс услуг по организации командировок и деловых поездок.